Алдынай Натпий-оол в 50 лет уехала медсестрой в зону СВО, успешно проработав более 26 лет в реанимации. Бесстрашная? Тут скорее подойдет другое слово – решительная. Вся ее жизнь доказательство этому.
«Раньше я волновалась без повода, много переживала по пустякам. После СВО я изменилась внутренне, поменялся мой характер, мое видение мира. Нужно ценить каждую минуту своей жизни, не откладывать ничего на потом, не тратить время впустую» — говорит Алдынай Кара-ооловна.
ДЕТСТВО В ПЕРЕЕЗДАХ
Алдынай Кара-ооловна Натпий-оол родилась в мае 1973 года в г. Шагонаре средней дочерью в семье Кара-оола Донгаковича и Надежды Андреевны (Амбаржи) Натпий-оол, у нее две сестры – старшая Айлан и младшая Чодураа. С теплом вспоминает свои детские годы и многочисленных родственников:
- Папа мой родом из села Чодураа Улуг-Хемского района, родился в большой семье. Его родители простые и трудолюбивые люди, держали большое хозяйство, выращивали картофель на большую семью, заготавливали корм для скота. Мы на каникулы часто ездили к бабушке и дедушке, где помогали им по хозяйству. Они приучили нас к труду и воспитали любовь к простой работе. А родители мамы родом из Каа-Хемского района. Дедушку отправляли на руководящие должности в Улуг-Хемский район, села Иштии-Хем и Кок-Чыраа. Бабушка очень хорошо готовила и занималась детьми. У них тоже была большая семья. И вот, мои родители познакомились в 1965 году в Улуг-Хемском районе. Через год родилась моя старшая сестра Айлан. Молодая семья переехала в Чеди-Холь в село Ак-Тал. Отец работал директором сельского дома культуры, а мама продавцом в магазине. В 1973 году папу отправили учиться в Омскую высшую партийную школу, и он забрал туда семью. После приезда из Омска родилась я. Отца отправили парторгом в Чаа-Холь. У нас было много переездов то время. Куда отправляли работать главу семейства, туда и уезжали. Когда мне исполнился год, мы переехали в Хайыракан Улуг-Хема. Там я пошла в школу. Папа работал прорабом в строительной организации ПМК-3, мама была воспитателем в интернате и заочно училась в Кызылском педагогическом институте. Когда мне было 5 лет, родилась младшая сестра Чодураа. Обожаю вспоминать наше беззаботное детство, мы с сестрами пропадали на улице, играли до позднего вечера. Много ездили к родственникам, дружили семьями. Время было такое – люди были невероятно трудолюбивыми и открытыми. Родители воспитывали нас с большой любовью, старались всесторонне развивать, учили самостоятельности.

Родители Кара-оол Донгакович и Надежда Андреевна
Вскоре семья Натпий-оол переезжает в Тоджу по состоянию здоровья матери семейства – Надежде Андреевне поставили диагноз «бронхиальная астма». Тем более в Тоора-Хеме жили мамины родственники. Но уже через 2 года семья снова переехала. На этот раз в Каа-Хемский район – сначала в село Суг-Бажы, затем в Сарыг-Сеп. Отец Кара-оол Донгакович писал стихи и прозу, работал заведующим отдела культуры района. Привил дочерям любовь к чтению и шахматам.
В школе, несмотря на переезды, наша героиня училась хорошо, за отличную учебу ее в 6 классе отправили во Всесоюзный пионерский лагерь «Орленок». В старших классах любознательная Алдынай увлеклась математикой и иностранными языками, стала заниматься волейболом, баскетболом, легкой атлетикой. В 1990 году успешно окончила Сарыг-Сепскую школу. В выборе будущей профессии девушка не сомневалась – с младших классов хотела быть медиком, чтобы лечить маму.

ОПОРА РОДНЫХ
- Если я что-то решила, то это уже навсегда. С самого детства так повелось, что я всегда держала данное себе и другим слово. Помню, мама уезжала по учебе и забирала с собой младшую сестру, а нянькой для нее и мою старшую сестру. А я оставалась дома с папой. Делали с ним работу по хозяйству, ездила с ним на стройки. Научилась у него ответственности и требовательности к себе. После школы поехала поступать в мединститут Барнаула. Однажды с девочками, тувинскими студентками, мы зашли в кафе. И нас оттуда прогнали, потому что мы азиатки. Было начало 90-х, тревожное время. Я испугалась, позвонила родителям, и они велели мне ехать домой. Не стала поступать туда, приехала и сдала в Кызылское медицинское училище в сестринское отделение. Полностью погрузилась в учебу, мне все очень нравилось.
На втором курсе не стало мамы. Младшей сестре тогда было всего 12 лет. Студентка Алдынай часто ездила домой в Сарыг-Сеп, помогала отцу и занималась сестрой. В тяжелое для семьи время средняя дочь стала всем опорой. Молодой девушке было нелегко успевать учиться и присматривать за семьей, которая осталась без матери. Но она понимала, что другого выхода нет. Старшая сестра тогда жила в Шагонаре и ей было слишком далеко ездить в Сарыг-Сеп к родным. А Алдынай после учебы на каждые выходные переправлялась на лодке через Малый Енисей и ездила домой.
По окончанию училища новоиспеченную медсестру сразу позвали работать в Каа-Хемскую центральную больницу, где она проходила практику. Главный врач спросил, в каком отделении она хочет работать. Она ответила: «Определите меня куда угодно, лишь бы на постоянное место». Так Алдынай Кара-ооловна стала медицинской сестрой инфекционного отделения.

Три сестры
МНОГОРАЗОВЫЕ ШПРИЦЫ И ПОДДЕРЖКА РОДНЫХ
- Я там проработала пять лет и очень благодарна своему первому коллективу, который научил меня многому. Тогда не было ни периферических катетеров, ни современного оборудования. Были многоразовые шприцы и капельницы, которые нужно было кипятить и стерилизовать. Приходилось ставить капельницы очень маленьким детям, искать их вены. Еще бывали тяжелые больные с клещевым энцефалитом, менингитом. Моей наставницей была опытная процедурная медсестра Людмила Михайловна Миланкина, я ей очень благодарна. Коллектив тоже хорошо меня принял, заведующим отделением был Антон Григорьевич Кургасов, старшей медсестрой работала Любовь Николаевна Лобанова. Дежурства проходили у нас всегда очень насыщенно. В 1993 году родился мой сын Айдыс. Через полтора месяца его отца не стало. Из Тоджи приехали родители моей мамы и поддержали меня в трудный период. Я ведь работала тогда и осталась одна с грудным ребенком на руках. Бабушка и дедушка в то время окружили нас заботой и вниманием. После дежурства я возвращалась домой, к теплу и уюту, где была вкусная еда.
Когда сыну исполнилось пять лет, я перевелась в Шагонар, поближе к отцу и старшей сестре. Наша младшая тогда была студенткой. Меня приняли в инфекционное отделение Улуг-Хемской ЦКБ, через месяц как медсестру анестезиолога перевели в реанимацию. Так и работала там все это время. Мне пригодился опыт, который я приобрела в Сарыг-Сепе. Я старалась все время учиться, повышать квалификацию, проходила различные курсы. И меня поддерживали мои близкие.

С любимым коллективом отделения анестезиологии и реанимации Улуг-Хемской ММЦ
ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
В 1998 году Алдынай Кара-ооловна встретила своего одноклассника с младших классов Альберта Сиилиновича. Вскоре их отношения переросли в семью. Сыграли свадьбу, муж усыновил старшего сына. В 1999 году родилась дочка. Муж все это время работал в МВД. Семейная жизнь наладилась, на работе тоже все было хорошо. Коллеги хорошо приняли новую сотрудницу, видели ее усердие в работе.
- В 2005 году не стало моего отца. До своих последних дней он поддерживал меня и сестер. Через год после смерти папы у меня в семье начались проблемы. Мне пришлось развестись с мужем из-за его вредных привычек. Я хотела, чтобы дети росли в спокойной обстановке. Первое время после развода было очень трудно. Я брала любые подработки, лишь бы обеспечить детей. Но я не опускала руки. Выучилась заочно в Хакасском госуниверситете на социального работника. Мы с детьми выдержали тяжелые времена, и я себя считаю счастливой. Конечно, приходилось много работать, но я энергичный человек и без дела никогда не сидела.
Дети у меня молодцы. Они хорошо учились, занимались спортом. Сын окончил Сибирский университет физкультуры и спорта, затем вуз по линии МЧС, сейчас он пожарный, женился, с супругой растят трех моих прекрасных внуков. Дочка Анзат закончила школу с золотой медалью, занималась хореографией, окончила Сибирский госуниверситет геосистем и технологий, сейчас работает и живет в Новосибирске. Я ими горжусь.
Детям помогает их отец, всегда поддерживает, любит нянчиться с внучками, помогает мне по хозяйству. У нас с ним очень хорошие отношения. Он в 2023 году решил заключить контракт и уехал на СВО. Через год получил ранение, долгое время проходил реабилитацию, вернулся домой.

Сын Айдыс получил второй диплом о высшем образовании

С дочкой Анзат на отдыхе в Новосибирске
ВОЕННАЯ МЕДСЕСТРА
Во время пандемии коронавируса Алдынай Кара-ооловна работала в реанимационном отделении Республиканской инфекционной больницы. В 2020 году вместе с медиками республики прошла обучение в Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга. После начала спецоперации решила поехать туда медсестрой. И когда из министерства здравоохранения республики сообщили о необходимости собрать операционную бригаду, то она сразу согласилась.
- Я сразу согласилась, потому что уже задумывалась об этом, настроилась, что все равно поеду. Но молодые коллеги не были готовы, и мы не поехали, отправили другие бригады. Через год во время отпуска я поехала в Кызыл, в республиканский военкомат. Хотела заключить контракт. Мне отказали. Сказали, что предельный возраст до 45 лет. А я для себя все уже решила, поэтому поехала в Абакан. Там в военкомате по поводу моего возраста ничего не сказали, но уговаривали не заключать контракт. «Там очень тяжело. У вас столько наград и почестей, зачем вам туда? У себя бы работали», — уговаривали они меня. Но я была непреклонна. Написала заявление, уехала домой.
Примерно через месяц мне позвонили, сообщили номер еще одной медсестры. Так как мы женщины, то должны были ехать туда отдельно от мужчин. И поэтому хотели, чтобы мы связались друг с другом. Так я познакомилась с Викторией. Оказалось, что ей всего 26 лет, также как моей дочке. Конечно, стала отговаривать ее, чтобы отказалась от этой затеи, но Вика сказала, что тоже твердо решила ехать. Так и поехали.
Заключила контракт в марте 2024 года. По приезде в часть рядом с Оренбургом, мы встретили еще двух землячек, которые заключили контракт с других военных частей. И к нам присоединился парень-тувинец, ровесник моего сына. Все они молодые, самой старшей из них всего 40 лет. Опыта у меня больше, тем более реанимационного. Учила их, помогала. Ну и переживала за них. Так я стала им как вторая мама.

Военный трудовые будни

Медицинская рота
Пять земляков медиков всегда держались вместе, понимали друг друга без слов. Пройдя обучение, медработники отправились на эвакуацию раненых бойцов. Рядом с деревушкой под Донецком в здании начальной школы развернули медицинскую роту. Оказывали там первую помощь и отправляли дальше в госпитали.
- Где это видано, чтобы женщина 50 лет проходила военную подготовку наравне с 20-30-летними? (смеется) Было сложно, но я смогла. Думаю, что помог мой характер. Первое время рядом с передовой было как-то не по себе. Грохот, взрывы. Потом привыкла.
Работа на СВО отличается тем, что в каждую минуту ты должен быть готов к экстренным случаям. В медицинской роте нет выходных и работаешь круглые сутки. Наши медики показали себя выносливыми, готовыми работать в трудных условиях специалистами. Мне очень пригодился большой стаж работы в реанимации. Мы с Викой в основном занимались тяжелыми больными, оказывали им необходимую помощь и продолжали дальнейшую эвакуацию раненых. Уставали, но боролись за жизнь ребят. Ведь там каждая минута на счету. От того насколько быстро поставишь катетер, введешь лекарство тоже зависит жизнь бойца. Поэтому нужно выключить эмоции.
Медицинский работник там должен быть готов ко всему, выслушать и понять бойцов, быть чутким и в то же время оставаться сильными духом. Бывают разные ситуации. В тяжелых случаях проводят ампутацию конечностей. И здесь его задача подбодрить бойца, дать ему понять, что он вернется домой живым и это намного важнее всего остального. Разное бывало, но главное — это сохранение жизни и здоровья бойцов.

Тувиночки-медсестры Алдынай Натпий-оол, Буяна Кужугет и Виктория Молдурушку на полигоне части во время учебки
ЗЕМЛЯКИ
- Как-то рядом с нашей медротой расположились военные из 55-ой бригады. И от наших ребят мы узнали, что скоро будет доставка гуманитарного груза из родной Тувы. Ох, как нам хотелось тувинской баранины! Я даже поехала туда, где должны были раздавать гумпомощь. И вернулась с мясом. Какое же это счастье, знать и чувствовать, что твои земляки поддерживают и переживают за тебя. Это такое ощущение, как будто Тува оберегает тебя издалека. Мы с ранеными тувинцами ели нашу баранину и наслаждались.
Через некоторое время ВКонтакте я связалась с нашим депутатом Эресом Хуураком. Попросила отправить нам медикаменты. Нашу просьбу выполнили. Мы были так рады. Такая поддержка дорогого стоит, приятно и в то же время придает сил.
В нашей медицинской роте служили представители разных национальностей: русские, башкиры, буряты, армяне, тувинцы, казахи, дагестанцы, молдоване. И мы всегда старались уважать и поддерживать друг друга. Дело-то одно делаем.
Первое время всех азиатов мы принимали за тувинцев. Но ведь там много и бурятов, и якутов, и алтайцев. И надо всех вытаскивать, всем помогать, без разбору. Так и работали. И как-то во время эвакуации мне попался паренек с тяжелыми ранениями. Вытащила, реанимировала, начали ставить капельницы и вижу у него много оберегов. Оказалось, что тувинец. Шептала ему, чтобы держался, что скоро приедем в госпиталь и ему обязательно надо выжить. Когда сдавала его бригаде, очень просила, чтобы присмотрели за ним. Переживала очень, много дней думала о нем. Потом мне передали, что он не выдержал… Были и спасенные жизни. Но запомнился мне тот парень.

На вручении медали «За отличие в СВО»
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СВО
В конце мая этого года Алдынай Кара-ооловна уволилась с военной службы по возрасту. Приехала в Туву, сейчас проходит обследование, чтобы продолжить работу в Улуг-Хемской ММЦ, где она брала отпуск без содержания на время заключения контракта. На военной службе дважды награждена – медалями «За отличие в специальной военной операции» и «За храбрость» II степени.
- Сейчас вспоминаешь тяжелую работу как кадры из фильма. Будто все это происходило не со мной. Очень уставали, но работали на автомате. Это поймет только тот, кто был там. Я после СВО на многое стала смотреть другими глазами. Раньше я волновалась без повода, много переживала по пустякам. После СВО я изменилась внутренне, поменялся мой характер, мое видение мира. Нужно ценить каждую минуту своей жизни, не откладывать ничего на потом, не тратить время впустую. Сейчас я спокойно отношусь ко многим вещам. Нужно уметь отдыхать, ценить каждую минуту своей жизни.
В себе больше всего ценю то, что могу справиться с любыми трудностями жизни, добиться поставленной цели. Своим коллегам, которые остались там на СВО, желаю терпения, крепкого здоровья, силы духа, твердости характера и скорого возвращения домой. Берегите себя и своих близких. Победа будет обязательно за нами!

Встреча родных